|
СИМФОНИЯ ПОСТАПОКАЛИПСИСА
КОНЦЕПТ
За 10 послевоенных лет поисков в области музыкальной композиции и работы со звуком границы таких понятий как «гармония»,
«ритм», «жанр», «композиция» были сметены интеллектуальной взрывом, получившим название музыкального авангарда середины ХХ в.
или Новой музыки. Чтобы отличать это явление,
имеющее четкую пространственно-временную локализацию и связанное с творчеством конкретных композиторов,
от более поздних маркетинговых брендов поп-музыки, мы будем называть его симфоническим авангардом ХХ в.
Симфонический авангард не реформировал правила и алгоритмы, принятые в музыкальной культуре,
отточенные веками в борьбе эксперимента с общественным сознанием, и считавшиеся на тот момент вершиной музыкальной мысли.
Он не успел этого сделать - реформация сразу же вырвалась за возможные границы и все вершины оказались слишком далеко,
чтобы по ним можно было ориентироваться в пути. Классические приемы музыкальной культуры,
как и многие другие довоенные системы ценностей, из живых истин превратились в заспиртованные пособия,
пылящиеся на полках истории искусств в ожидании очередного курса скучающих студентов.
В середине 20-го века музыка концептуально, социально и технически отставала на десятилетия от литературы,
сценических и изобразительных искусств, уже совершивших свои революции — эволюционный скачок музыкальной культуры был неизбежен.
Методы композиторов-сериалистов начала 20-го века, построенные на рациональной логике, оказались неприменимы в послевоенной мире.
Европейское общественное сознание не могло оставаться прежним. Новации коснулись всех областей культуры,
но именно музыка оказалась готова к радикально-адекватной реакции на опыт Второй мировой.
Остро востребованный временем крик боли-отчаяния-недоумения-стыда не мог найти другого воплощения,
свободного от прошлого. Композиторы-экспериментаторы 50-60-х годов не были трюкачами,
вольнодумцами или интеллектуальными маргиналами — апостолами искусства-для-искусства,
они были генераторами всеевропейского послевоенного стона,
постапокалиптическими плакальщиками по утраченным рационалистическим и прогрессистским надеждам цивилизации.
Создатели симфоавангарда строили свой музыкальный мир на различных, часто противоположных системах и моделях — физических,
математических, философских, и, наоборот, внесистемных и иррациональных,
но поразительный факт — язык на котором их работы говорят со слушателем настолько схож,
что персонификация по стилистическим признакам становится трудновыполнимой, а для слушателя просто бесполезной.
Изнасилованная, уничтоженная, растерянная Европа могла в эти годы изъясняться только так, кто бы ни пытался говорить от её имени.
Им, юродивым мирового апокалипсиса для этого был дан великий дар абсолютной творческой свободы,
и новая музыка взорвалась в центре неоклассического болота, опрокинув только-только пришедшего в себя послевоенного обывателя,
ввинчивая в его сопротивляющийся мозг вечную истину нового искусства: «Не спи, не спи, мир страшен и непредсказуем, сон разума...».
Ничего подобного не могли сказать страны-победители - СССР, Великобритания и США (Кейдж только прорастил семена,
собранные на полях послевоенной Европы). Страны победители имели объяснимое право и возможность жить довоенными ценностями,
в том числе неоклассическими фантазиями — патриотическими и развлекательными.
Быстроокукливающийся европейский неообыватель тоже торопился сделать всё «как было» и всё забыть,
тогда как симфоавангард, взяв на себя роль транснациональной совести,
строил абсолютно достоверную музыкальную аллегорию пережитого ужаса, со всей изобретательностью возвращая его человечеству.
Пощечина общественному вкусу, была не самоцелью и не творческим методом (как для последующих поколений художников)
она была следствием рассогласования авторской и потребительской программ.
Композиторы-экспериментаторы не создавали собственно музыку —
их звуковые картины не предназначались для человеческого слуха и мозга.
Это было невербальное оценочное суждение европейского общественного сознания о пережитом конца света — его звуковое оформление,
и это было возможно только в таком историко-географическом и культурном контексте.
За 60 лет мало что изменилось в Новой музыке. Но менялось восприятие. На смену скандалам пришли равнодушное неприятие,
затем вежливое понимание, и в конце концов — интеграция в историю музыки и в симфоническую классику.
Возможно истеризация современной жизни создала среду для её адекватного восприятия.
Так или иначе, цунами симфоавангарда, выносившее мозг обывателя в 50-60-е годы разлилось по рельефу современной культуры,
заполнив как имевшиеся, так и новооформившиеся провалы. Современная культура музыкального потребления,
намного более лабильная, чем 50-60 лет назад, уже впитала весь воспринимаемый диапазон сонорики электронного и цифрового синтеза,
конкретную и шумовую музыку, полиритмию, все этнические формы звукостроения,
но большая часть Новой музыки так и осталась дикой и неприемлемой для большей части аудитории, в том числе образованной.
Когда-нибудь, на очередном витке конца света, эта музыка станет понятной каждому. И несколько произведений всегда должны быть под рукой. Вместе с паспортом, мылом и спичками...
Смотри также
В начало
На главную
|
|